«Все течет, все меняется», – так говорил древнегреческий философ Гераклит. А вот мужской классический деловой костюм принципиально не меняется уже более века. Хотя до этого было всякое…

«Как денди лондонский одет. И наконец увидел свет», – не знаем, можно ли пушкинские строки воспринимать как некий гимн тому культурному феномену, который зародился в начале ХІХ века, но это именно те слова, которые вспоминаются, когда речь идет о хорошо одетом мужчине… О мужчине, у которого во всем облике – продуманная небрежность и естественность костюма, элегантный узел галстука и респектабельность каждой линии в крое его пиджака. Мужчине, на котором отлично сидит тщательно подобранный или сшитый костюм, способный не просто создать эффект первого впечатления, но и сделать своего обладателя стройным, импозантным и, конечно же, серьезным. Кроме того, мужской костюм – показатель вкуса его хозяина, интеллигентности и индивидуальности. Кажется, что костюм у мужчин был всегда, однако не все так просто!

Этапы становления и развития делового стиля в мужской одежде

  • XIV — XVIII века. Первые мужские костюмы были уж очень далеки от привычного нам образа. Историки уверяют, что классический мужской костюм придумали крестоносцы, вернувшись из своих первых походов. Именно там они заинтересовались восточным кафтаном с пуговицами и уже к XIV веку костюм носили все знатные европейцы. Да и основные компоненты мужского костюма – пиджак, жилет и брюки – появились именно в эпоху Возрождения. В разные периоды мужчины носили пестрые камзолы, широкие либо узкие панталоны и другие детали гардероба. Одним из законодателей европейской моды был Людовик XIV, к заслугам которого можно отнести появление жюстокора, своеобразного, достаточно длинного кафтана без воротничка и с короткими рукавами. Его начали носить все придворные французского короля. В одеждах аристократов непременной частью гардероба были рубашки с широкими рукавами, украшенные гофрированными оборками, кружевом спереди и на манжетах. Роль пиджака выполняли колеты – приталенные куртки без рукавов. Образ мужчины дополняли панталоны – узкие ровные штаны до середины икр, украшенные вышивкой по бокам и кружевными оборками снизу.
  • ХІХ век. Настоящим ренессансом мужского костюма стал ХІХ век, когда произошло объединение всех составных костюма в единый ансамбль. При этом каждый сезон в образе костюма что-то менялось. В начале века главным представителем мужского костюма стал фрак, который носили не только как придворный костюм и мундир, но и просто в обиходе. На фрак всегда нашивались пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда в 30-х годах он был узким и так плотно прилегал к талии, что вдавливал бока. В 40-х годах фрак окончательно исчез из ежедневного обихода, сохранив за собой до настоящего времени роль парадной одежды. На смену фраку пришел сюртук. Мужчины также носили белые рубашки с высоким крахмальным воротничком, жилеты разных фасонов, широкие однотонные или пестрые галстуки, которые завязывались вокруг шеи бантом. В 50-60-е годы появилось разнообразие одежды. Теперь у мужчин были костюмы на все случаи жизни: для дома, повседневной носки, для светских приемов и пр. Но общие тенденции остались прежними: крой костюма и дополнения к нему стали более утонченными, появились однотканевый костюм-тройка и костюм «пиджак плюс длинные брюки», костюмы стали кроить так, чтобы точно соответствовать особенностям фигуры заказчика. Пиджак как элемент костюма появляется в мужском гардеробе к середине XIX века. Английский портной Шанкс создал еще один вариант костюма – тройку. В нем все элементы – брюки, жилет и пиджак были сшиты из одной материи. Как дань традиции, подобный ансамбль можно было носить и с расстегнутым пиджаком. Пиджачная пара и тройка оказались настолько удобной и функциональной одеждой, что уже к началу 90-х годов XIX века они вытеснили большую часть предметов мужского гардероба предшествующих столетий. В частности, из обихода ушли сюртуки, камзолы, казакины и бекеши.
  • ХХ век. Уже в самом начале ХХ столетия, в 1901 году, пиджак становится повседневной одеждой английского короля Эдуарда VII. Его Величество даже издал специальный указ, по которому придворные должны были присутствовать на официальных приемах в пиджачных парах или тройках. Мужской костюм становится уже не роскошью, а необходимостью. После 1910 года в моду входят пиджаки с накладными плечами. Мужчина, одетый в такой пиджак, мгновенно приобретал атлетическую выправку. В последующие десятилетия XX века покрой пиджака меняется незначительно – в конце столетия модельеры различают две разновидности пиджака: слегка приталенную, придающую фигуре стройность, и более строгую, прямого кроя.

Мужской костюм в наши дни

Современные мужские костюмы можно разделить на три направления:

  • Торжественный (фрак, визитка или смокинг) предназначен для вечерних мероприятий.
  • Классический, или деловой, состоящий из пиджака и брюк.
  • Неофициальный костюм, который раньше носили только на прогулку или в путешествии, его отличала возможность сочетать брюки и пиджаки, разные по цветовой гамме.

Также костюмы современности различаются по крою пиджака и количеству пуговиц:

  • Костюм с одной пуговицей называется однобортный смокинг, его чаще всего носят представители шоу-бизнеса.
  • Костюм с пиджаком на двух пуговицах в зависимости от кроя может принадлежать как деловому костюму, так и неофициальному стилю. Пиджак при этом всегда застегивается на одну пуговицу.
  • Пиджак на трех пуговицах применим в официальных и неформальных костюмах. Третья пуговица всегда прикрыта лацканом, а петля обработана с обеих сторон. Нижняя пуговица никогда не застегивается.
  • Пиджаки на четырех пуговицах принято называть кардиган-жакет или пиджак-свитер, такие пиджаки относятся к неформальному виду.

Кроме перечисленных особенностей, мужские костюмы еще различают по лекалам их кроя:

  • Американские костюмы – не приталенные, с широким станом, мягкие и с округлыми плечами. Лацканы не толстые и слегка скругленные, как и воротник. Однобортные американские пиджаки имеют две пуговицы и шлицу сзади.
  • Европейский костюм представлен в виде двубортного пиджака без шлицев сзади и длиннее стандартного. Застегивается на две пуговицы, которые также расположены ниже стандартного расположения. Силуэт пиджака не обтягивает фигуру.
  • Итальянский костюм имеет приталенный пиджак, плечи широкие и приподнятые. Костюм придает мужчине элегантный и изящный вид.
  • Английский костюм – это облегающий и длинный пиджак, с высокой талией. Линия плеча акцентированная. Образ мужчины непринужденный и основательный.
  • Французский костюм отличается от других видов высоким качеством пошива. Пиджаки – короткие и приталенные. Создается элегантный и добротный образ.

Для тех, кто не следит за модой, однако хочет выглядеть безупречно, стильно и по-деловому, стоит обратить внимание на классические костюмы из высококачественной ткани, которые идеально будут сидеть на мужской фигуре. При этом наилучшим решением будет пошить добротный деловой костюм по индивидуальному заказу. Выбор остается за вами.