Важным элементом культуры невербальной коммуникации в области деловых отношений является культура одежды. Стандарт поведения в этой сфере определяет дресс-код (dress-code) – набор относительно устоявшихся, общепризнанных правил, определяющих внешний вид человека в соответствии с профессионально-деловыми особенностями.

Современная деловая культура одежды пользуется классической и модернистской концепцией делового костюма. Ведущая идея классической концепции делового костюма заключается в его консервативности и элегантности. Характерным признаком классического делового костюма является его строгость, проявляющаяся в отсутствии ярких цветов, экстравагантного, ультрамодного покроя. Согласно этому клубный пиджак малинового, темно-зеленого цвета уместен только в неформальной атмосфере.

Человек, занимающийся бизнесом, непременно должен быть одетым в костюм. Обязательным условием современного делового этикета является высокое качество делового костюма. Однако его цена должна соответствовать принципу субординации. К примеру, если менеджер успешной американской фирмы одет в костюм за 500 долларов, то на вице-президенте вероятнее всего будет надет костюм вдвое дороже.

Базовые правила делового дресс-кода для мужчин:

  • Главным элементом одежды делового человека является однотонный костюм, поскольку он всегда гармонирует с цветами, рисунками других деталей гардероба;
  • Летом и днем носят более светлые тона; поздней осенью, зимой, ранней весной и вечером – более темные;
  • В первой половине дня более уместен английский стиль (серые брюки, темно-синий пиджак), а во второй – лучше надеть однотонный классический костюм;
  • Костюм должен быть изготовлен из шерсти или выглядеть, как шерстяной, обычно в холодных тонах – синих, серых. Летом, особенно в жару, можно надевать хлопковый костюм;
  • Деловой костюм должен быть однотонным, полосатым или клетчатым, без резких контрастов;
  • Цвет рубашки должен гармонировать с цветом полоски в полосатом костюме. В деловой сфере предпочитают костюмы английского кроя (две шлицы сзади). В отличие от европейского (без шлица) и американского (с одной шлицей) он позволяет элегантно выглядеть, удобно сидеть;
  • Спереди брюки должны быть немного спущены на обувь, сзади – едва касаться верхнего края каблука;
  • Рубашка должна быть только с длинными рукавами, изготовленной из хлопчатобумажных тканей. Дешевые нейлоновые рубашки непрактичны и вредны для здоровья; рубашка с короткими рукавами может быть воспринята деловыми партнерами как факт пренебрежительного отношения к ним;
  • Воротник рубашки должен выступать на один-полтора сантиметра над воротничком пиджака; манжеты – выступать из рукавов пиджака на один сантиметр;
  • На официальных встречах, деловых переговорах рубашка обязательно должна быть белой;
  • В деловом мире не принято одевать яркие (ярко-красные) рубашки;
  • Недопустимо одевать рубашки, темнее костюма, галстуки – светлее рубашки;
  • Международный бизнес-протокол запрещает одевать рубашку черного цвета, символизирующую принадлежность к сицилийской мафии.

Что следует носить с деловым костюмом

Современные бизнесмены предпочитают синие, серые и коричневые костюмы разных оттенков – от светлых тонов до темных. Под деловой костюм допустимо одевать тоненький свитер с У-образным вырезом или жилет. Оптимальным вариантом в деловой, профессиональной сферах деятельности считается сочетание однотонного серого костюма, светлой рубашки в темно-красную полоску и серого или темно-красного галстука. Комбинацию однотонного костюма и рубашки может освежить яркий галстук. Распространен в современных деловых кругах синий однотонный костюм, белая рубашка и галстук в крапинку (чем мельче крапинки, тем элегантнее вид). Для однотонного костюма возможны: однотонная рубашка и галстук; рубашка с рисунком и однотонный галстук; однотонная рубашка и галстук с рисунком. К костюму с полосками и однотонной рубашкой будут подходить галстуки в крапинку или с геометрическим рисунком. Костюм в клетку гармонирует только с однотонной рубашкой и однотонным или с едва заметным рисунком галстуком.

Аксессуары под деловой костюм

В общем, в деловом дресс-коде для мужчин костюм, обувь и аксессуары подбирают таким образом, чтобы они дополняли друг друга, а не отличались на общем фоне.

Особое внимание следует уделить галстуку – его форме, цвету. Галстук должен дополнять особенности покроя и цветовую гамму рубашки и гармонировать с цветом и формой пиджака. По правилам – галстук темнее рубашки и его оттенок должен повторять или быть близким к цвету пиджака. Ширина галстука должна соотносится с лацканами пиджака. А длина галстука – такая, чтобы доставала до пряжки ремня. Зажим для галстука должен быть без украшений и на 75% покрывать его ширину. Закрепляют зажим между 3 и 4 пуговицей рубашки.

Стильными акцентами в мужском дресс-коде являются часы и ремень. Они могут подчеркивать как сам образ, так и статус делового человека.

Неотъемлемой частью стильного образа мужчины являются носки. Они подбираются без рисунков, ближе к тону брюк или потемнее, но обязательно цветные. Носки должны быть достаточно высокими (до 18 – 20 см), чтобы можно было присесть и при этом они покрывали ноги.

Довершает деловой образ – элегантная и удобная обувь.

Таким образом, деловой человек, стремящийся к успеху, должен выглядеть безупречно, ведь внешний вид является важнейшей составляющей делового имиджа. Поэтому одеваться нужно так, чтобы полностью соответствовать статусу или занимаемой должности и не давать оснований критически, скептически оценивать вас.